Цикл телепередач «Поэты и музы Серебряного века.»

Елена Блаватская

Передача 1. Елена Блаватская. Истоки.

 

   Сказать, что Елена Петровна Блаватская – героиня нашего нового цикла, была существом необычным, уникальным, не имеющим аналогов,- почти ничего не сказать. Этот человек родился в 31 году 19-го столетия – то есть тогда, когда Пушкин и пушкинский талант был в самом рассвете, умер в конце 19-го столетия, когда Серебряный век только-только начался. И ее идеи и то направление, которое она создала под названием «теософия» к Серебряному веку имеют самое прямое отношение. И конечно здесь нужен целый ряд оговорок для того, чтобы вести разговор об Елене Петровне - уж больно вокруг нее много всего… Слишком много! Много мифов, слухов, недомолвок, почитаний, проклятий. Она конечно была уникальным человеком.

 

   Надо сказать, что Елена Петрована Блаватская вводит нас в совершенно специфический мир, о котором мы раньше (в наших телепередачах) не говорили, да мы и о первой половине 19-го века по сути не говорили ни разу. Это мир русской аристократии, а она из очень родовитой семьи – английские, немецкие и русские корни, везде исторические фамилии. В России – это Долгорукие. Мама – знаменитая писательница Елена Ган, о которой в восторге писал Виссарион Григорьевич Белинский. Дядя – знаменитый военный специалист, который послужил прообразом двух знаменитых русских книг –«Очарованный странник» (Николай Семёнович Лесков) и «Современная идиллия» (Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин). Двоюрдная бабушка – знаменитая писательница, только уже французская, которую сравнивали с Жорж Санд. И вот этот огромный мир с его уникальными, мистическими, метофизическими, оккультными интересами. Это эпоха, когда запрещены масонские ложи,- случилось это в 1825 году, причина, я думаю, вам ясна, - это восстание декабристов, и, как известно, члены и Северного общество и Южного общества были представителями различных масонских лож. А до 1825 года – это такой рассвет невероятный масонства, завезенного в Россию Петром Первым, как говорят. А уж при Екатерине с визитами  сюда и Калиостро и Сен-Жермена, масонство стало чем-то едва ли не обязательным для дворянина – все состояли в каких-то ложах! В России это как-то уживалось с православием. Граф Суворов был масоном высокой степени и одновременно каждое утро ходил в церковку неподалеку. Михаил Илларионович Кутузов, - еще один великий масон в истории России, тоже в церковку не редко захаживал. Все это очень странным мир, очень своеобразный. И Пушкин, конечно, который в своих дневниках написал «Сегодня я стал масоном!», и Грибоедов, и Петр Андреевич Вяземский, и русские полководцы, и русские писатели. Я об этом говорю потому, что мы должны понять, что без этой среды не появилась бы Блаватская. Потому, что стояли книги в библиотеках, в частности у дедушки Блаватской, который был губернатором Саратовской губернии, и в детстве она несколько важных лет провела там. Такие библиотеки были во многих русских семействах, там были труды по масонству, по Кабале, история Атлантов, история потерянных земель Лемурии, Гипербореи –  и так далее. Это то, от чего, я думаю, современников немного потрясывает, в том смысле, что уж больно много появилось таких книг как бы с «желтым оттенком». Но в той России это имело отношение к самому образованному слою. Я про это говорю потому, что до сих пор многих удивляет эта связь масонства с русской культурой. Александр Первый, император, который победил Наполеона, был масоном, и воевал с Наполеоном Бонопартом, который был масоном. У нас еще не написаны книги хорошие ни о русских масонах, ни о роли масонства в истории русского общества, об отношениях с официальной религией и так далее. И вот Елена Петровна Блаватская – она из этого рассола.

 

   И дальше мы попадаем в среду, в которой мы практически ничего не можем узнать толком о Блаватской. То есть мы знаем о том, куда она ездила, как она убежала от мужа, о том, в каких странах она бывала, какие книги ей написаны, что она делала в Америке, но это текст поверх которого, написано огромное количество текстов, прячущих истину. Сама Елена Петровна рассказывала про себя такие небылицы, рассказывала, как я полагаю , отчасти умышленно, для того чтобы скрыть нечто. Ее племянница рассказывала, что она просто потешалась над западными журналистами, давая интервью дурила их страшным образом, и они слушали и хохотали и падали от того, что она им рассказывала. Или вот например, к ней могла прийти женщина, очень серьезная спиритуалистка, искательница, я уж не знаю, божественных или дьявольских бездн, и Елена Петровна могла ей к примеру предложить для излечения колена, утверждая при этом что сама это делала, прикладывать собаку с распоротым брюхом. Она действительно прикладывала щенка, но живого, а распоротое брюхо – это такая фантазия, но женщина ушла очень озадачено серьезная и все это осталось в газетах. А сегодня, когда пишут биографии, берут книги, воспоминания современников, газеты, - а том интервью и вот эти байки. И вот у человека, который все это читает, часто бывает ощущение, что ты находишься в самом эпицентре бреда. То, что Елена Петровна рассказывала свои ученикам и коллегам по теософскому обществу – тоже нужно проверять тысячи раз. Она была хулиганкой, она была, что называется, озорницей. Вот этот озорной взрывной характер отмечают почти все, он был у нее с детства.

   Я опять напомню о том, что я говорю со слов кого-то из ее современников, ее родственников. Кстати, среди ее родственников упомянем еще одного – Сергея Витта – двоюрдного брата премьер-министра России при Николае Романове II, он оставил огромные воспоминания. Ничего мы наверняка не знаем – может быть было больше, чем они рассказывали, может быть меньше… Иногда сомневаешься, была ли вообще Блаватская, хотя фотографии есть и они сами по себе производят впечатление.

Как будто медиумические таланты у нее были с самого детства и в том же Саратове ее постоянно находили где-то на других этажах спящей, она вела там с кем-то разговор, у нее были видения, откровения. Родственники были растеряны – что делать с такой девочкой?

Еще одно обстоятельство – Елене Петровне всю жизнь приходилось доказывать, что некоторые паранормальные, сверхестественные способности  у нее есть. И поэтому ее биография полна невероятным количеством демонстраций. Написаны тома о том, что, где и кому показывала Блаватская. И здесь тоже нет единого мнения. Были ситуации когда она попадала в центр скандалов и эти скандалы были связаны с подлогами и жульничеством, правда потом разгорались другие скандалы о том, что те кто ее обвиняли, сами прибегли к подлогу и жульничеству.

   Одним словом мы с вами попадаем в удивительный мир! Мы об этом мире сейчас знаем очень мало и он очень не похож на наш, хотя это тот же самый мир. Не было бы Блаватской, если бы не эпидемия спиритуализма. В Америке, в 1840-е годы, в то время Блаватская еще девочка, все начинается с сестер Фокс –  девочек которые начинают разговаривать с духами. Разговаривают они посредству щелканья пальцев – они щелкают несколько раз и духи повторяют. Когда происходит знаменитый сеанс, в котором дух сообщает, что в подвале того дома, где все сидят, спрятан труп человека, убитого при таких-то обстоятельствах, все бегут в подвал и находят тело, сестры Фокс становятся очень знамениты. Потом , как обычно происходит скандал разоблачения. Тем не менее 11 миллионов человек в Америке 1840-50х были так или иначе связаны со спиритуализмом, вызывали духов, пользовались этой невидимой почтой. Потом эта эпидемия перекачевала в Европу и в Россию, хотя в Россию не в такой степени как в Европу и Америку. Мир был болен! Мир открыл для себя некое другое измерение! И мир сходил с ума – книги, журналы, пособия по магии. Невероятный, немыслимый интерес к тому, что называется найти один ключ к тайнам вселенной. Религии дают каждая свою ключ, духовные традиции – свой, но все ищут некую прорелигию, некую единую культуру, единый народ, единую расу , из которой все возникает и вот там и возникают и все религии в том числе. Все заняты поисками и соответственно нет ничего популярнее разговоров об Атлантиде, о Лемурии о Гипербореи и так далее.

И вот на эту атмосферу, на этот вызов, появляются люди, в том числе Елена Петровна Блаватская, наверное самая талантливая из всех в этой области, которые начинают этому соответствовать.

Общались с духами посредству стуков. Вертели стол и ножка стола стучала определенную букву алфавита и таким образом духи отвечали на вопросы. И вот эти стуки сопровождали Блаватскую в течении всей жизни. Однажды, где то уже на Западе, во время путешествий, к ней подошла искательница необычного и сказала, что ей очень трудно эти стуки вызвать. Блаватская ответила, что ну ничего в этом особенного нет. И все вокруг начало стучать!

   И дальше, появляется вот эта биография! Согласно этой биографии Елена Петровна прожила жизнь настолько удивительную, до такой степени исключительную! Где она только не была! Чем она только не занималась! К определенному возрасту, когда дети еще только начинают интересоваться миром, она уже что-то знала про древний Египет и восхищалась Египтом. Она была в ужасе от состояния современной цивилизации и этот ужас был связан с механистическим умом, с желанием все посчитать и все перенести в материальную плоскость. И когда она будет уже знаменитой, в Америке и у нее будет стоять такое чучело бабуина – в очках,  с бабочкой,- такой намек на Чарльза Дарвина. У бубуина под мышкой будет некий трактат связанный с происхождением видов. Это был плевок Елены Петровны Блаватской в адрес ненавидимого ей Чарльза Дарвина. Почему она его ненавидила – об этом мы расскажем в наших следующих программах.

 

***

 

 

 

Елена Блаватская. Истоки.